Пояснительная записка к проекту Фахрутдиновой А., Грицких Д., Башировой Д.  Концепция развития фестивального парка Балахча. Природа. Движение. Жизнь.

 

Взаимодействие природной и искусственной среды всё чаще приобретает форму нарастающего давления городской застройки на окружающий ландшафт.
Город продолжает "завоёвывать" близлежащие территории, сокращая
природный потенциал.

По мере нарастания теллпов урбанизации в зонах городов,, качество жизни людей всё больше определяется степенью сохранения природной среды. Ландшафтный дизайн для совершенствования качеств среды имеет большое значение.

Освоение парка не преследует цели создания искусственных природных
систем, а подчиняется задаче сохранения существующего природного
потенциала территории.

В связи с этим, ландшафтный лизан направлен не на формирование искусственных композиционных доминант, а исходит из необходимости организации среды с учётом характера поведения человека в природном окружении естественной структуры ландшафта.

Минимизируя роль таких традиционных компонентов парка,, как аллеи и
площади, народный парк повышает значимость всех видов открытых
пространств, где человек может передвигаться пешком, на велосипеде,
верхом или на лодке. Максимальное сохранение природных
биотопов(луга, болота, массивы леса), дополняемое размещением
отдельных групп растительности и частичным изменением рельефа для
адаптации территории к активным видам лосуговой деятельности, включая
занятия спортом и организацию массовых культурных действий под
открытым небом, становится смыслом ландшафтных преобразований. .
Пребывание в парке становится всё более неформальным, что
подразумевает под собой свободный выбор направления движения. Отказ
от излишней регламентации и формализации парковых пространств,    ...
береговых территорий максимально отвечает интересам общения
человека с природой.

Как показывает современная практика, обеспечение необходимых функциональных и эстетических требований к пространству достигается на основе дизайнерского подхода к трактовке элементов ландшафта Динамичное обновление представлений об облике современного парка в значительной мере проявляется в переходе от утилитарно-практической  организации к образно-символическому наполнению его пространства, Смысловые приоритеты позволяют придать парковой среде не только художественный характер но и определенный философский оттенок.  К числу элементов ландшафта, оказывающих влияние на эстетику и формирующих уровень комфортности для человека, относятся малые архитектурные формы и парковые сооружения. С частью из них человек соприкасается непосредственно(включая скамьи, лестницы, игровые  устройства), другие способствуют улучшению условий пребывания в парке(светильники, перголы, навесь!), третьи вносят разнообразие в композицию ландшафта (подпорные стенки, декоративные ограждения, водные устройства).

Испытывая постоянное воздействие окружающей среды и посетителей,
компоненты среды подвергаются разрушению в случае непродуманного
конструктивного и дизайнерского решения. Важной составляющей
устойчивости к среде становится устройство форм на основе решений,
обеспечивающих долговременное использование с минимальными
расходами на поддержание.

Возможные пути решения:                                 

- применение материалов, сохраняющих свои качества при
систематическом интенсивном воздействии;

   антивандальное исполнение форм и сооружений с дополнительной
защитой наиболее уязвимых элементов;

- дизайнерское решение, ориентированное на длительный срок    
эксплуатации компонентов паркового ландшафта;

   Оптимальное размещение с учётом взаимодействия компонентов среды.
Отказ от традиционного силуэта и упрощенной формы искусственных
сооружений позволяет достичь определенного эстетического эффекта,
сознательно концентрируя внимание посетителя парка на их оригинальных
очертаниях. Эмоциональное воздействие подобных парковых объектов
усиливается за счет объединения искусственных и естественных
компонентов ландшафта с использованием дизайнерского подхода.
Подчеркнутая облегченность конструкции многих малых форм достигается
путем применения металлических элементов небольшого сечения.

Основным требованием при создании малых архитектурных форм
является их комплексное проектирование и применение с использованием
модульных элементов. Основная задача проектирования малых
архитектурных форм - достижение стилевой общности с помощью единых
формообразующих элементов, минимальным количеством видов
применяемых строительных материалов. Правильное размещение
декоративных форм даже при массовом производстве, которое
предопределяет их повторяемость, создает эффект разнообразия., тем
самым                               обогащая облик     .     .     территории.
 Территория расположена на левом берегу Камы (рукав Куйбышевского водохранилища), в 35 км к юго-западу от Нижнекамска (47 км по дороге), где расположена ближайшая железнодорожная станция..

По прошествии многих лет, территория оставалась заброшенной. На сегодняшний день город активно развивается, застраиваются районы, вместе с количеством жилых площадей растет потребность в благоустроенных зеленых территориях, где люди могли бы общаться с природой, отдыхать пассивно и активно.

-------------------------------------------------------------------------

Организация территории городского парка с минимальным
вмешательством человека.

-Значение будущего объекта для общества  

 -Эстетически и эмоционально значимый образ

: Разрабатывая проект комплексного благоустройства, надо учитывать наличие естественных материалов. Следует по возможности максимально сохранять естественный ландшафт, рельеф, водоемы, растительность.

Для достижения единства восприятия элементов внешнего благоустройства с природной средой и окружающей застройкой необходимо иметь в виду масштабность элементов, материал, конструкцию, форму и цвет, решая их в зависимости от места установки и функциионального назначения элементов.

В соответствии с характером и стилем архитектурного ансамбля и замыслом проектировщика элементы благоустройства и малые формы архитектуры можно либо приблизить к естественному ландшафту(достигая природными материалами с сохранением естественной фактуры и цвета), либо добиться контраста с естественным ландшафтом (достигается искусствеными материалами, окраской). Используют и такие элементы , как цветная скульптура, искусственное освещение, подсветка и тд

===============================================================================================================

Но одни только ландшафт и инфраструктура не делают парк настоящим местом притяжения, не превращают простую прогулку в особый ритуал, не делают парк частью стиля жизни, Парки как часть городской среды сочетают в себе материальные и нематериальные ценности. Инфраструктура и дизайн парка влияют на комфорт и разнообразие досуга в нем. Но нужны история и истории. Нужны события, которые бы обрастали разговорами и слухами. Наконец, нужны посетители, поведение и настроение которых создают облик места. В шахматных клубах должны появиться шахматисты, на площадках для танцев — пенсионеры, а в пунктах проката велосипедов — велосипедисты. И часто бывает так, что спортивный клуб под открытым небом организуется силами местных жителей, без всякой поддержки государства, а поставленная дирекцией парка беседка, напротив, пустует, на парковое пространство посмотрели не как на совокупность скамеек, деревьев и фонарей, а как на место для людей с разнообразными потребностями и интересами, настоящее      общественное  пространство.

Во многих городах мира парки становятся «иконами», главными туристическими достопримечательностями и местом досуга жителей. Среди таких легендарных парков и лондонские королевские парки, и нью-йоркский High Lane Park, построенный на месте городской железной дороги, и новый парк Rio в Мадриде, возникший над одной из крупнейших автомагистралей города.